Результаты виртуального опроса «Библиотека глазами молодого читателя»

   Торопецкой центральной библиотекой с  февраля  2016 года по май 2016 года проводился  виртуальный опрос  «Библиотека глазами молодого читателя».  Он  включал  вопросы об удовлетворенности читателей фондом и услугами библиотеки, о том, как респондент оценивает работу библиотеки в целом и в частности (современное оборудование, комфорт, уют, компетентность и внимательность библиотекарей). Специальные вопросы были посвящены наиболее удобному времени посещения библиотеки, режиму работы и отношению респондентов к досуговым формам работы. Завершает анкету социально-демографические вопросы.

   Основная цель исследования: выявить мнения пользователей по улучшению библиотечного обслуживания жителей города, внести необходимые коррективы в работу библиотеки,  выяснить  уровень  удовлетворенности услугами и фондами библиотеки среди пользователей, отношение пользователей к графику работы библиотеки с целью его оптимизации.

   Участие принимали две возрастные категории: до 14 лет и от 15 до 24 лет, в процентом соотношении это выглядит следующим образом: 18,2% и 81,8% соответственно. Данная категория считается самой требовательной, так как, обучаясь в учебных заведениях, молодёжи часто приходится обращаться к услугам библиотеки.

   В исследовании, в основном, приняли участие  респонденты женского пола – 72,7%, а мужского - всего 27,3%.  

   Преимущественное большинство респондентов являются постоянными читателями библиотеки 81,8%.

   Цель обращения в библиотеку: для выбора книг для чтения – 72,7%,  воспользоваться интернетом – 45,5%, ознакомления  с новой литературой  - 36,4%, ознакомления  с  новыми газетами и журналами – 27,3%,

   90,9 %  респондентов  находят нужную информацию.

   Большинству посетителей  библиотеки   нравится  отношение работников  к ним и качество библиотечного обслуживания, на втором месте -  дополнительные услуги, на третьем – наличие  нужной литературы и периодических изданий.

   Как выяснилось из анкеты, большинство респондентов не устраивают  условия для работы: в частности - освещение, а также книжный фонд и фонд периодических изданий. Необходимыми условиями для работы в библиотеке  они  считают 1) тишина в зале, 2)доброжелательный и квалифицированный библиотекарь; доступ ко всем  видам носителей информации; 3) индивидуальное обособленное место; наличие буфета; 4) наличие ксерокса, сканера, принтера и других услуг;  5) наличие зон отдыха.

   Читать книги  на бумажном носителе предпочитают 81,1% респондентов.

   Культурно-досуговая деятельность играет важную роль в работе библиотек, поэтому не случайно респонденты отметили следующие массовые мероприятия, которые они хотели бы посещать:  интеллектуальные игры, конкурсы, викторины; встречи с интересными людьми; музыкальные вечера; клубы по интересам; диспуты, круглые столы.

   Как видно из анкеты, 72,7% респондентов посещают библиотеку практически каждый день; посещение библиотеки   от времени года не зависит, а самым удобным  временем посещения библиотеки является  с 15:00 до 18:00 часов.

   В конце анкеты мы попросили читателей внести свои предложения по усовершенствованию работы наших библиотек. Полностью удовлетворены качеством услуг в нашей библиотеке  81,8 %  респондентов.  Исходя из предложений, высказанных респондентами, они желают, чтобы Интернет «не зависал», и внесли предложение по созданию в библиотеке  клуба  для молодежи.

   Анкеты носили анонимный характер. Проведенное исследование показало востребованность библиотечных услуг со стороны жителей, а также высокий уровень удовлетворенности посетителей библиотеки качеством предоставляемых им услуг. Таким образом, социальный статус библиотек по-прежнему остается высоким.

   Результаты опроса демонстрируют, что значимыми ожиданиями респондентов  является улучшение книжного фонда, фонда периодических изданий, улучшение условий  для работы.  Читатели, отмечая недостатки в работе, обращают внимание на доброжелательное к ним отношение со стороны библиотекарей, на профессионализм библиотекарей.

   Полученные данные об ожиданиях респондентов помогут библиотекам продуктивнее выстраивать взаимоотношения с читателями, определить, куда двигаться дальше. Спасибо всем за ответы, будем решать.