Достопримечательности
Фотографии Т. Чубраевой
Торопец – старинный город-крепость с многовековой историей. Исторически сложилось так, что город находился на высоком валу, это оберегало его от набегов врагов. Эти валы сохранились и сегодня − на берегу озера Соломено расположены Малое Высокое и Большое Старое Городища, с которых открывается очень живописный вид на город.
Малое Высокое городище, представляющее собой городской детинец (кремль), находится в юго-западной части г. Торопца, на берегу озера Соломено. Археологи утверждают, что первые укрепления появились во второй половине 10 века. В конце 11 века здесь уже стояла настоящая крепость; детинец окружал ров, который заполнялся водами озера. По гребню вала шла деревянная стена с боевым ходом. Эта передовая система обороны делала город практически неприступным. В 1167 году Торопец стал столицей удельного княжества, среди князей которого наиболее известны Мстислав Храбрый и Мстислав Удалой. Внук последнего новгородский князь Александр Ярославич (будущий Невский) в 1239 г венчался здесь с полоцкой княжной Александрой.
Наиболее замечательные памятники торопецкой архитектуры признаны «неприкосновенным историко-художественным наследием национальной культуры и достоянием республики, подлежащим государственной охране». Торопецкие храмы отличаются своеобразием и оригинальностью архитектуры, особым живописным оформлением внешнего облика.
Высшим взлетом архитектурной фантазии торопецкого зодчества является церковь Богоявления, построенная в 1771 (1764) году торопецким купцом Фёдором Гундоровым.. Весьма необычно расположена колокольня - ее поместили прямо над трапезной, интересны и другие архитектурные детали. Декоративное украшение фасадов – редкий пример «плоскостного барокко», достигшего в этой постройке наивысшего качества. Богоявленская церковь – свидетельство большого вкуса и строительного мастерства торопецкого зодчего. В настоящее время в Богоявленской церкви располагается Торопецкий краеведческий музей.
«Дивным узорочьем ХVII века» называют специалисты Спасо-Преображенскую церковь (1706). Своеобразны венчающие верх четверика кокошники. Обегая по карнизу фасады, они ломаются на углах пополам, украшая одновременно два фасада. Под кокошниками помещены вставки из многоцветных поливных изразцов, на которых изображены двуглавые орлы. Мастера, которые украшали храм, рассматривали плитку как яркое цветовое пятно на фасаде. Поэтому со стороны выходящей на реку и не видимой с улицы, некоторые плитки перепутаны, сохраняя лишь красочный ритм декоративного пояса.
Казанская церковь принадлежит к редкому типу двухстолпных храмов. Самое яркое пятно в декоре церкви целый пояс цветных изразцов с головками херувимов, проходящий под кокошниками. В Казанской церкви применён оригинальный приём перекрытия храма. Две арки, переброшенные со стен на высокие восьмигранные столбы, поддерживают своды и световую главку. К сожалению, когда и кем был построен храм, неизвестно. Есть сведения лишь о том, что после пожара бывшего в 1742 г. возобновлён в 1765 году.
В 1764 по указу Екатерины II был упразднён Николаевский мужской монастырь. От него осталась в городе Никольская церковь, построенная в 1666 г. приходскими людьми и вкладчиками. Она положила начало широкому применению кирпича в городском строительстве. Церковь восхищает ярким сочетанием изумрудных изразцов с бежевой поверхностью стен, кружевным плетением декора. Главы и кресты церкви были железные. Главы была ярко выкрашены, а кресты вызолочены золотом.
Покровская церковь (1774) находится рядом с Никольской и поэтому, до революции, многими торопчанами считалась единой с нею. Имела общую с Никольской церковью отдельно стоящую колокольню. С Покровской церковью связан новый этап в развитии торопецкого зодчества. Храм с «особливым вкусом и отменным великолепием по новой архитектуре построил на свои средства Яков Васильевич Туфанов. Он считался в городе «по справедливости, как наилучший и огромнейший». И по сей день удивляет и заставляет выделить Покровскую церковь среди других необыкновенная высота здания. А ещё она потрясает изысканным барокко, пришедшим на смену дивному узорочью XYII века.
Рождественская церковь (1762) – первая дошедшая до нас из того круга памятников, которые составляют местную торопецкую школу. Её декор не спутаешь ни с каким другим. Первый исследователь, выделивший торопецкую архитектурную школу, В.В. Косточкин дал ему точное определение, назвав «вырезанным из доски». Широкий, плоский он намного выступает из стены и кажется наложенным на её поверхность, что усиливается контрастной окраской в белый цвет выступающих частей и в ярко зеленый, розовый, красный, желтый самих стен. Наличники окон, чередуясь с пилястрами, почти вдвое превосходящие шириной последние, образуют как бы декоративные пояса, обегающие фасады
Одним из самых величественных храмов был и остается — Корсунско-Богородицкий собор. Именно в нём некогда хранилась святыня Руси — чудотворная икона — Корсунская икона Божьей Матери, которую в память о своём венчании с Александром Невским подарила торопчанам полоцкая княжна. Впервые был построен на территории бывшего Кремля в 1676 году на месте прежней церкви. После пожара, уничтожившего большую часть храма, в 1795 году началось и в 1804 году закончилось строительство нынешнего здания собора. Храм создан по проекту Осипа Спиркина, благодаря «доброхотным пожертвованиям граждан Торопца и Государя императора Павла Петровича, который выдал на постройку 4000 рублей». На эти средства был «устроен» великолепный ручной работы иконостас, а с правой стороны в позолоченном киоте хранилась чудотворная икона. В 1877 г. в заметках о Торопце писали: «Благолепие собора полное... Весьма красивое здание, вполне соответствующее своему назначению».
Дом купца Безносова стоит на улице Советской (раньше на Миллионной) выходит торцом на Базарную (бывшая Сенная) площадь. Строительство дома относится к середине XVIII в. В настоящее время один его фасад закрыт более поздней кирпичной пристройкой. Плоскостное силуэтное барокко ярко проявилось в узорных наличниках дома Безносова. Эти наличники, почти касающиеся друг друга, с богатым профилем наверху, акцентируют основную — парадную часть здания, выделяя тему его архитектурного решения. Простые обрамления проемов цокольного этажа способствуют этому.
Одноэтажный деревянный домик напротив Спасо-Преображенской церкви уважительно называют Домом Патриарха. Здесь провёл своё детство Патриарх Московский и Всея Руси Тихон, в миру Василий Беллавин, человек, первым пытавшийся урегулировать отношения православной церкви с молодой Советской республикой, которая на компромиссы не шла. Умер Патриарх при загадочных обстоятельствах. В 1989 году он был причислен к лику Святых, а через 3 года в Донском монастыре были торжественно открыты его мощи. В настоящее время в этом доме находится Музей Патриарха Тихона.
Поклониться праху родителей и брата Патриарха можно на кладбище Вознесенской церкви, где над их могилами устроена Часовня.
Памятник Учителю напротив старейшей школы города Торопца установлен как дань уважения жителей города всем представителям этой профессии. Идея памятника принадлежит выпускникам школы 30-40–х годов. Он выполнен по проекту скульпторов В.Х. Думаняна и Ю.Г. Орехова. Бронзовое изображение Учителя представляет собой худощавую фигуру средних лет мужчины, который, опёршись на школьную парту, ведет урок. Памятник был открыт в 1974 году к 900-летнему юбилею города. Долгое время он был первым и единственным памятником Учителю в России.
Древний герб Торопца прост и выразителен: сторожевая башня и лук над нею. «Твой государев порубежный город Торопец искони стоит на крови», — писали некогда торопецкие челобитчики царю Алексею Михайловичу, поминая боевое прошлое. В честь 925-летия Торопца в 1999 году был построена Сторожевая башня из дерева на улице Советской. Это своеобразный символ, визитная карточка города-воина, города-крепости, призванного стоять на рубежах русской земли, охраняя ее от нашествий.